Строительный ликбез: Антиквариат в Рф мода и тенденции
На самом деле дела, приобретение антикварных вещей — один из самых заразных видов коллекционирования. Как и где верно избрать антикварную вещь? Где отыскать профессионалов, которые, во-1-х, могут мастерски ее оценить, а во-2-х, станут защищать конкретно ваши интересы? Можно ли, в конце концов, самому научиться отличать неоценимую древную вещицу от подделки? Ведь время от времени случается, что за забавную стоимость получают бронзовую статуэтку прошедшего либо позапрошлого века, а она вдруг оказывается работой известного мастера либо частью коллекции именитых особ...
Антиквариат в обыденном смысле — это старенькые вещи. А по сути так принято именовать предметы старше 50 лет. Мебель, картины, иконы, скульптурные изображения, орудие, ювелирные декорации, посуда, книжки, часы, одежка, особое снаряжение, музыкальные инструменты, осветительные приборы, авто и почти все другое — словом, реальная лавка древностей. Чтоб попасть в разряд раритетов, предмет не непременно должен быть очень старенькым, главное, чтоб в нем была изюминка, художественная особенность либо какая-либо историческая особенность.
Коллекционирование антиквариата развивает черты нрава, так нужные истинному боссу, — психическую выдержку и умение сосредоточиться. Представьте, что вы присутствуете на антикварном аукционе. Как верно поднять либо сбить стоимость, как в порыве азарта, вбрасывающего в кровь немереные дозы адреналина, не утратить голову и в итоге стать владельцем понравившейся вещи?
А ублажение амбиций? Не запамятовывайте, что, начав с нуля, везучий собиратель может собрать такую коллекцию древних вещей, которую занесут в самые известные сборники под его именованием (если, естественно, он захотит этого).
Собирая коллекцию антикварных вещей, тяжело не заинтересоваться историей. Потому, обычно, собиратель повсевременно улучшает собственный умственный уровень, приобретая глубочайшие зания не только лишь в области собирательства, да и в истории искусства.
Сейчас большие аукционы — это место, где бывают многие знаменитости. Там есть возможность познакомиться с представителями разных направлений бизнеса, политики и культуры, объединенными общей страстью.
Что все-таки так тянет людей к антиквариату? Во-1-х, многие старенькые вещи составляют культурную ценность, сохраняя отпечаток времени. А во-2-х, эти предметы не дешевеют, а как следует, являются неплохим вложением средств.
Возможно, конкретно нареченные две предпосылки и стали главными для состоявшихся россиян сначала 90-х годов, когда начался реальный бум на русском рынке антиквариата.
Так что, если вы считаете, что готовы свободное время предназначить антиквариату, предлагаем вам совершить маленький экскурс в эту изумительную страну подлинной старины и застывшего времени.
Притча либо бывальщина?
Внезапно возросший энтузиазм к “старенькому хламу” послужил толчком к открытию в обеих русских столицах и многих регионах бессчетных антикварных салонов.
Хоть какой ажиотаж, конечно, не обходится без негативных явлений. Нередко нувориши оказывались просто жертвами жуликов, приобретая массу “антикварных” предметов, не имеющих никакой исторической и художественной ценности. Почти всегда вещи покупались бессистемно, так как потребитель не обладал нужной информацией.
Когда в моду вошел российский государственный спектр, возрос энтузиазм и к предметам деревенского быта. Тогда искатели ценностей опустошили тыщи деревенских домов.
Чтоб придать уникальность продаваемой вещи, обладатели часто придумывали легенды. И появилось несусветное количество роялей, на которых играл Шаляпин, бюро, за которыми работал Пушкин, швейных машин, снутри которых укрыты большие сокровища.
Богатство трофейных вещей, привезенных из Германии во время войны, стимулировало хитроумных россиян к еще большему сочинительству. Не поддается подсчетам число столов Геринга и Геббельса. А оловянным ложкам, побывавшим в руках Гитлера, несть числа.
К схожим рассказам нужно относиться скептически. И держать в голове: если предмет вправду принадлежал знаменитости, тому должно быть документальное доказательство (фото, описания и т. п.).
Ажиотаж последних лет вокруг антиквариата грустно отразился и на состоянии многих реальных раритетов. Неограниченное количество произведений искусства было загублено безграмотной реставрацией. Покупатели имели смутное представление о том, как должна смотреться отреставрированная вещь, а отыскать неплохого мастера мог не каждый. Как не все понимают, что суровое приобретение хоть какой антикварной вещи должно сопровождаться консультацией спеца.
Естественно, на данный момент на этом рынке почти все поменялось. Можно сказать, что антикварный бизнес отчасти вышел из подполья. Если ранее все сделки оставались в тени, то сейчас проведение аукционов в Рф стало таким же обыденным делом, как и в Европе. Не считая того, значительно возросло качество художественных ценностей. Реализовать неинтересную вещь на данный момент просто нереально. Потребитель стал знающим и очень придирчивым. Салоны же, заботясь о собственной репутации, меньше работают с непонятными предметами.
Рынок антиквариата в Рф значительно отличается от рынка в Европе. Во время революции и Штатской войны бессчетные раритеты были утрачены — уничтожены, разграблены либо вывезены за предел. Большой вред нанесла
2-ая глобальная война. В Европе же художественные ценности во все времена находились в большей сохранности. Конкретно поэтому цены на нашем внутреннем рынке на некие предметы еще выше, чем на европейском (в особенности это касается мебели). Что до раритетных автомобилей, то в Рф на их пока нет такового спроса, как в Европе, потому и цены еще ниже.
Можно отметить радостную тенденцию — если сначала 90-х художественные ценности интенсивно вывозились из страны, то сейчас они так же интенсивно ввозятся назад. Поменялось и отношение к древним предметам: антиквариат сейчас не просто собирают, а употребляют в чисто утилитарных целях.
Мода на старину
При всей консервативности и некой изолированности антиквариата, тут тоже не обходится без престижных течений и направлений.
Непременно, всегда было стильно ездить на раритетных автомобилях. Человек, владеющий не только лишь большенными средствами, да и творческим воображением, приобретает старинное, отлично отреставрированное авто. Таких машин в Рф предостаточно и они пользуются спросом.
Антикварное белье, древние игрушки, различные предметы оккультизма и этнические диковины — элитарное направление коллекционирования посреди юного поколения и любителей экзотики.
В ближайшее время появилась мода обставлять квартиры либо загородные дома мебелью в каком-либо определенном историческом стиле. И антиквариат начали получать не единичными предметами, а гарнитурами, комплектами соответственных определенной эре осветительных устройств, картин, зеркал и других нужных для интерьера вещей.
Современные архитекторы с наслаждением берутся за эту увлекательную задачку — отыскать решение места в стиле барокко, рококо, ампир, модерн либо в к каком-либо экзотичном стиле. Большой популярностью пользуются этнические направления. Интерьеры создаются в японском, китайском, африканском либо индийском духе.
Время от времени удается придать шарм и особенный изыск обыкновенной комнате, поставив антикварный рояль, добавив к нему древную же виолончель, коллекцию скрипок, арфу либо какой-нибудь другой музыкальный инструмент. Это делает чувство присутствия в музыкальном салоне прошлой эры.
Особенным шиком считается комната с разбросанными посреди антикварных драпировок в творческом кавардаке древними холстами, этюдниками, багетами, мольбертами, ящичками с запыленными необыкновенными пузырьками, приобретенными на антикварных “блошиных рынках”.
Выслеживается и новенькая тенденция: покупателей больше заинтересовывают вещи с ярко выраженной русской символикой — от картин до настольных ламп и ковров, также интерьеры в стиле 50-х годов. Нередко даже при формировании ландшафта вокруг пригородного дома употребляют парковую статую эры развитого социализма.
Мода не императивна над древними картинами. Всегда пользуются спросом полотна и картинки Айвазовского, Шишкина, Тропинина, Клевера-старшего, Занковского и других корифеев. Правда, количество предлагаемых работ этих создателей принуждает задуматься — мог ли живописец в течение собственной жизни столько сделать? Схожая покупка просит кропотливой экспертизы.
Если есть желание, средства и рекомендованный знатоками конструктор, то, поднабравшись определенных познаний и пройдясь по дюжине антикварных салонов, сейчас полностью можно обустроить интерьер собственного жилья в определенном антикварном стиле.
Мы не будем тут рассматривать такие экзотичные стили, как египетский, месопотамский, древнегреческий, древнеримский, византийский, исламский, романский, готический, ренессанс, так как дополнить интерьер подлинными вещами этих эпох проблематично. Остановимся только на тех, которые модны на данный момент в столицах. Выбор за вами.
Барокко
Слово “барокко” значит в переводе с итальянского “необычный”. Зародившийся в конце XVI века, этот стиль стал прямым продолжением ренессанса. Барочные мебельные формы появились в Риме посреди XVII века и легли в базу стиля Людовика XIV.
Главные особенности барочного стиля — завышенная динамичность форм, неспокойный ритм кривых линий. Интерьеру присущи калоритные краски, экспрессивные формы, богатая игра света и тени, богатство позолоты. Для усиления воспоминания напряженности выделяется несколько точек, играющих роль самостоятельных композиционных центров.
Логику строительных построений выявляют сложные очертания стенок, богатство выступов, ниш, изогнутые карнизы. Приемлимо барочные формы — витая колонна и неоднократно изломленный карниз.
Парадные интерьеры выдержаны в нормах ордерной архитектуры, но детали более оживленны. Стенки затянуты дорогими тканями, а потолки благодаря многообещающему эффекту росписей уводят взгляд в обширные “небесные просторы” с плавающими в их розовыми тучами и порхающими купидончиками.
Мотивы сложных по очертаниям овалов, спиралей обширно употребляются тут при оформлении окон, мебели и посуды. Мебель в стиле барокко ординарна по форме, тяжеловесна и перегружена орнаментацией. На ее широких плоскостях находит место богатая инкрустация, состоящая из тонко переплетающихся завитков. Орнаменты навеяны Старым Римом: пышноватые завитки акантовых листьев и древние трофеи, расположенные в виде груды разных предметов.
В эту эру возникают гарнитуры, либо комплекты, состоящие из нескольких гармонирующих вместе по форме предметов обстановки.
Рококо
Эра барокко заканчивается во 2-ой четверти XVIII века стилем рококо (от фр. rocaille). Во Франции он приходится на годы правления короля Людовика XV, потому его время от времени именуют стилем Людовика XV.
Стиль рококо, затрагивающий приемущественно орнаментально-декоративный строй предметов убранства, мебели и интерьеров, ассоциируется сначала с необычной орнаментикой, состоящей из раковин, коралловидных образований, завитков, цветочных гирлянд, прихотливо извивающихся стеблей.
В архитектуре рококо, в противовес парадности и масштабности барокко, получают развитие постройки более интимного, камерного нрава, с господствующим в их интерьере культом комфорта, изящества и изнеженности.
Возникают новые типы жилых помещений: будуары, интимные кабинеты. Стиль рококо более ярко и поочередно проявился в оформлении интерьеров. Зеркала, позолота, буйно стелющиеся по стенкам и потолкам лепные узоры деформируют их пространственную структуру. Элементом, разделяющим поверхности стенок и потолков, служит капризно изогнутая рамка.
В мебели и декоративном убранстве помещений употребляются самые дорогие материалы: экзотичные породы дерева, мрамор, шелк, гобелены, бронза, золото. Новинка эры, завезенная из Китая, — бумажные обои для оклейки стенок жилых комнат.
Представление об интерьере как целостном ансамбле зарождается конкретно в эру рококо. Архитекторы стремятся добиться полного стилевого единства всех компонент комнатного убранства: декора стенок и потолков, форм мебели, расцветок драпировочных и обивочных тканей.
Рококо — это сначала стиль придворно-аристократического искусства, его отпечаток приметен в нраве всего декоративно-прикладного искусства эры.
Классицизм
Классицизм конца XVIII века — это дань столетия величавого мебельного искусства древним художественным формам.
Во Франции, где он называется стилем Людовика XVI, классицизм был последним в ряду “царских стилей”.
Вызванный к жизни мыслями Просвещения, классицизм стал первым искусственным (другими словами показавшимся не стихийно, а в итоге планомерного исследования и культивирования древних образцов) стилем, но совместно с тем и первым проявлением эклектизма.
Появлению этого стиля содействовали археологические раскопки в Геркулануме (1738 год) и Помпеях (1748 год), также труды историка Винкельмана и других ученых.
Посреди живописцев, чье творчество способствовало возрождению энтузиазма к древнему искусству, был итальянский конструктор и график Джованни Батиста Пиранези.
Этот стиль привнес в интерьер обыкновенные и строгие формы, утонченность деталей. Возрождается принцип архитектонического решения стенок и потолков; строгие обрамления членят плоскости на ряд автономных частей, некие из их несут на для себя в качестве акцента резную розетку, медальон либо виньетку.
В формах предметов властвуют ясность и гармоничность пропорций, спокойное равновесие частей. Предпочтение отдается прямым линиям, декор сводится только к самому необходимому, послушливо повторяя очертания предмета.
Ампир
Стиль ампир — высшая точка и сразу оканчивающий аккорд зародившегося во 2-ой половине XVIII века классицистического направления. Период его наивысшего расцвета приходится на 1804— 1813 годы (правление Наполеона).
Суть этого стиля выражена уже в самом заглавии (ампир — от фр. empire — “империя”). 1-ый правитель Франции стремился окружить себя блеском и пышностью, подражая римским императорам. Ампир появился не в итоге свободного, естественного развития художественных тенденций, а создавался искусственно, по приказу.
В эту эру искусство становится более масштабным, монументальным. В стремлении новейшей элиты во всем подражать формам быта старых римлян было много показного, театрального.
Наикрупнейшим художником и законодателем мод тех пор был известный Луи Давид. Живописец, он прославился и своими эталонами мебели.
Освоение древних форм для мебели стиля ампир носит нрав прямого заимствования. Поверхности опять начинают оформляться колонками, пилястрами, карнизами. В украшениях столов и кресел возникают декоративные мотивы: сфинксы, грифоны, кариатиды, львиные лапы.
В интерьерах ампира царствуют покой, упорядоченность, полная уравновешенность частей и строгая симметрия. Полы представляют собой паркет, набранный из цветных пород дерева (наборный паркет). Потолки окрашиваются в белоснежный цвет и или отделываются по углам обычным декором, или кессонируются. Стенки затягиваются тканями, драпированными на манер древних одежд, либо оклеиваются обоями со серьезным рисунком.
Экономично введенные в спектр интерьеров светлые тона и пятна золотой бронзы несколько смягчают строгость линий и суровость белоснежного цвета.
Эклектика и историзм
Механическое соединение разных стилей или внедрение стилевых форм одной эры в качестве формального языка другой, более поздней, составляют суть эклектики. Так как формальные элементы заимствуются из исторических стилей, то вместе с понятием эклектики существует и термин “историзм”.
Начиная с середины XIX века темпы развития капитализма быстро вырастают. Налаживается общее создание продуктов, прогресс в технике и экономике заносит конструктивные конфигурации в общественную структуру и социально-бытовые условия жизни людей. Осваиваются новые материалы и технические приемы.
Новые потребности могли бы вызвать к жизни и другие формы, но неспособность эры к самостоятельному художественному формообразованию вынуждала мастеров ограничиваться обновлением старенькых стилей.
Во 2-ой половине столетия господствовавшее всюду рвение сделать обязательно “новое” только мешало органическому поступательному развитию искусства. Быстрое развитие промышленной техники несло смерть миру уникальных художественных форм старенькых, великодушных ремесел.
После июльской революции в Париже (1848 год) в мебельном искусстве наблюдается возвращение к формам рококо. Это 2-ое рококо, по другому называемое во Франции стилем Луи Филиппа, а в Великобритании ранешным стилем царицы Виктории, характеризуется массой затратных резных украшений и очень изогнутыми формами ножек с глубокими, но мягенькими профилями и выемками. В обивке ситец и репс заменяются бархатом и плюшем с отделкой бахромой. Из пород древесной породы употреблялись дуб, липа, береза, ясень и орешек. Последней стадией этого увлечения рококо явился так именуемый стиль 2-ой Империи, либо стиль Наполеона III, соответственный в Рф последнему периоду николаевского ампира в работах Гамбса-сына.
Позже, меж 1850 и 1895 годами, происходит повторение разных исторических стилей мебели.
Главной особенностью эклектики являлось то, что она оперировала только средствами оформительского, прикладного нрава; это был лишенный жизни мир рассчитанных на наружный эффект “рисованных” форм. Мастера, работавшие в эклектической манере, самонадеянно считали, что могут “отрисовывать” более прекрасные и настоящие готические, ренессансные либо барочные формы, чем те, что созданы в свое время живописцами, работавшими в этих стилях. Они считали, что методом основательного, скрупулезного исследования и сбора формальных частей можно сделать “незапятнанный стиль”, а то и некоторый “сверхстиль”.
Модерн
Подлинный эклектизм эры в конце XIX — начале XX века сменяется стилем модерн. Его возникновение свидетельствовало о желании освободиться от старенькых традиций и сделать, во что бы то ни стало, для собственного времени собственное, “новое” искусство.
Новое движение ведет свое начало с того момента, когда группа живописцев в символ протеста против официального академического искусства вышла из состава мюнхенской выставочной организации Glaspalast. Отсюда происходит и заглавие стиля — сецессион, которое привилось в Австрии. В Германии он назывался юный стиль (Jugendstil), во Франции — новое искусство (Art Nouveau), в Рф и Великобритании — современный стиль, стиль модерн (Modern Style Floreale) и либерти (по имени обладателя 1-го из мебельных магазинов).
В критериях возрастающего темпа деловой жизни усиливается рвение к разумному комфорту. Необходимость, удобство, учет и внедрение способностей новейшей техники, механизированного труда — таковы общие принципы нового стиля.
Эклектическому реставраторству передовые живописцы противопоставляют культ машин, техники, современных материалов (железо, стекло, железобетон). Представители модерна первыми пробовали использовать машинный труд для производства таковой утилитарной вещи, которая была бы сразу и технической, и эстетической формой.
На мебели возникают извивы завитков, перемешанные с растительными мотивами, женскими масками с волнами длинноватых распущенных волос и пр. Тон либо желтый, натуральный, либо же зеленый. Лакировка не употребляется, но дерево отделывается под воск, преобладающие породы — каштан и лотарингский орешек. Красноватое дерево еще посреди XIX века выходит из потребления и заменяется ясенем, орешком, березой, дубом и липой.
Интерьер стиля модерн строится на полном неприятии прежних архитектонических принципов дизайна внутреннего места. Согласно основной концепции, архитектура строения, интерьер и вся обстановка помещений должны составлять единый художественный ансамбль, осуществленный по проекту 1-го конструктора либо художника.
Дома в стиле модерн строились с соблюдением принципа “от интерьера к внешнему виду”: по эталону британского дома для одной семьи, окруженного земляным участком. Здание подобного типа не нуждалось в подчеркнуто прекрасном фасаде; оно допускало более гибкую, целесообразную, лучше отвечающую требованиям удобства жильцов планировку внутреннего места.
Модерн положил конец засилью эклектики и расчистил путь для современной архитектуры и искусства бытовой вещи.
Ар деко
Архитекторы XX века решительно боролись со старенькыми традициями. Такие гении, как Ф. Л. Райт, В. Гропиус, Ле Корбюзье пропагандировали собственные идеи, решительно сметая на собственном пути все, что не соответствовало требованиям новейшей эры и числилось безвыходно устаревшим.
Как и в других европейских странах, во Франции 1-ая глобальная война очень повлияла на последующую судьбу архитектуры. В 20-х годах появилась необходимость в стиле, который напоминал бы о довоенной роскоши. Результатом этого рвения и стал стиль ар деко, последний “новый” стиль, сознательно направленный в прошедшее. Во Франции это был последний вариант неоклассицизма, в каком перемешались античность, XVIII век, воздействие российского балета, а тотчас даже простого искусства.
Интерьеры ар деко создают воспоминание суммы отдельных составляющих, группировки элегантных частей — мебели, тканей, стекла, керамики, металла. Из классики берутся каннелированные колонны, фестоны, плетенки, стилизованные фрукты и цветочки, рельефы, представляющие традиционные либо аллегоричные сюжеты. Очень свойственна для ар деко чисто декоративная композиция из дамских фигур с гипертрофированными мускулами.
В разработке художественного вида интерьеров этого стиля огромную роль играл металл. Одним из наилучших мастеров по металлу в то время был Эдгар Брандт. Он соединял кованое железо с бронзой, использовал широкий круг мотивов — стилизованные птицы, облака, лучи, фонтаны, букеты стилизованных цветов.
Время от времени ар деко до неразличимости сближается с современным стилем, в особенности под воздействием кубизма, оказавшего существенное воздействие на оформление интерьеров.
Справка “Шефа”
В Европе, антикварный рынок которой, в отличие от русского, развивался без каких-то больших катаклизмов, общая музейная экспертиза древней вещи спецами очень дорогостоящая процедура. Обычно, она проводится по особым заказам муниципальных музеев. Обычно подлинность антиквариата подтверждается его provenance (дословно происхождением вещи) и принадлежностью к какой-нибудь известной коллекции. К примеру, в аукционных каталогах указывается, что распродается такая-то коллекция, являющаяся собственностью такого-то государя. Подразумевается, что клиент ознакомлен и о коллекции, и о ее обладателе и что этой инфы ему полностью довольно, чтоб откинуть все сомнения в подлинности предлагаемой к продаже антикварной вещи. Самый старенькый антикварный рынок Европы — французский, чей возраст превосходит четыре столетия. Тут принято подразделять антиквариат зависимо от его свойства по четырем фронтам: la collection - коллекционный, le prestige antiquite — качественный антиквариат, a
ntiquite — антиквариат и старенькое искусство и brocante - предметы старенького быта. Периодизация на французском рынке проводится не по стилям, а по историческим эрам. Более возлюбленный французами и престижный — стиль эры Людовика XIV (1643-1715 годы), либо стиль французское барокко. Эра Людовика XV (1715-1774 годы) — рококо со стилистическими особенностями. Эра Людовика XVI (1774— 1792 годы) - классицизм. Эра Наполеона I (1804-1815 годы) - утверждение стиля ампир. Более поздние стили XX века - ар деко и ар нуво (модерн). Основным информационным справочником для французских антикваров является еженедельный журнальчик La Gazette, который издается уже около 100 лет. В нем публикуются анонсы аукционных торгов, дается расписание грядущих аукционов и описание более любознательных лотов. Выпускает его ведущий аукционный дом Франции IHotel Drouot.
Статья о доме и ремонте нравится: Ковригин, Головкин, Маликов, Вязьмитин, Еськин.
Антиквариат в обыденном смысле — это старенькые вещи. А по сути так принято именовать предметы старше 50 лет. Мебель, картины, иконы, скульптурные изображения, орудие, ювелирные декорации, посуда, книжки, часы, одежка, особое снаряжение, музыкальные инструменты, осветительные приборы, авто и почти все другое — словом, реальная лавка древностей. Чтоб попасть в разряд раритетов, предмет не непременно должен быть очень старенькым, главное, чтоб в нем была изюминка, художественная особенность либо какая-либо историческая особенность.
Коллекционирование антиквариата развивает черты нрава, так нужные истинному боссу, — психическую выдержку и умение сосредоточиться. Представьте, что вы присутствуете на антикварном аукционе. Как верно поднять либо сбить стоимость, как в порыве азарта, вбрасывающего в кровь немереные дозы адреналина, не утратить голову и в итоге стать владельцем понравившейся вещи?
А ублажение амбиций? Не запамятовывайте, что, начав с нуля, везучий собиратель может собрать такую коллекцию древних вещей, которую занесут в самые известные сборники под его именованием (если, естественно, он захотит этого).
Собирая коллекцию антикварных вещей, тяжело не заинтересоваться историей. Потому, обычно, собиратель повсевременно улучшает собственный умственный уровень, приобретая глубочайшие зания не только лишь в области собирательства, да и в истории искусства.
Сейчас большие аукционы — это место, где бывают многие знаменитости. Там есть возможность познакомиться с представителями разных направлений бизнеса, политики и культуры, объединенными общей страстью.
Что все-таки так тянет людей к антиквариату? Во-1-х, многие старенькые вещи составляют культурную ценность, сохраняя отпечаток времени. А во-2-х, эти предметы не дешевеют, а как следует, являются неплохим вложением средств.
Возможно, конкретно нареченные две предпосылки и стали главными для состоявшихся россиян сначала 90-х годов, когда начался реальный бум на русском рынке антиквариата.
Так что, если вы считаете, что готовы свободное время предназначить антиквариату, предлагаем вам совершить маленький экскурс в эту изумительную страну подлинной старины и застывшего времени.
Притча либо бывальщина?
Внезапно возросший энтузиазм к “старенькому хламу” послужил толчком к открытию в обеих русских столицах и многих регионах бессчетных антикварных салонов.
Хоть какой ажиотаж, конечно, не обходится без негативных явлений. Нередко нувориши оказывались просто жертвами жуликов, приобретая массу “антикварных” предметов, не имеющих никакой исторической и художественной ценности. Почти всегда вещи покупались бессистемно, так как потребитель не обладал нужной информацией.
Когда в моду вошел российский государственный спектр, возрос энтузиазм и к предметам деревенского быта. Тогда искатели ценностей опустошили тыщи деревенских домов.
Чтоб придать уникальность продаваемой вещи, обладатели часто придумывали легенды. И появилось несусветное количество роялей, на которых играл Шаляпин, бюро, за которыми работал Пушкин, швейных машин, снутри которых укрыты большие сокровища.
Богатство трофейных вещей, привезенных из Германии во время войны, стимулировало хитроумных россиян к еще большему сочинительству. Не поддается подсчетам число столов Геринга и Геббельса. А оловянным ложкам, побывавшим в руках Гитлера, несть числа.
К схожим рассказам нужно относиться скептически. И держать в голове: если предмет вправду принадлежал знаменитости, тому должно быть документальное доказательство (фото, описания и т. п.).
Ажиотаж последних лет вокруг антиквариата грустно отразился и на состоянии многих реальных раритетов. Неограниченное количество произведений искусства было загублено безграмотной реставрацией. Покупатели имели смутное представление о том, как должна смотреться отреставрированная вещь, а отыскать неплохого мастера мог не каждый. Как не все понимают, что суровое приобретение хоть какой антикварной вещи должно сопровождаться консультацией спеца.
Естественно, на данный момент на этом рынке почти все поменялось. Можно сказать, что антикварный бизнес отчасти вышел из подполья. Если ранее все сделки оставались в тени, то сейчас проведение аукционов в Рф стало таким же обыденным делом, как и в Европе. Не считая того, значительно возросло качество художественных ценностей. Реализовать неинтересную вещь на данный момент просто нереально. Потребитель стал знающим и очень придирчивым. Салоны же, заботясь о собственной репутации, меньше работают с непонятными предметами.
Рынок антиквариата в Рф значительно отличается от рынка в Европе. Во время революции и Штатской войны бессчетные раритеты были утрачены — уничтожены, разграблены либо вывезены за предел. Большой вред нанесла
2-ая глобальная война. В Европе же художественные ценности во все времена находились в большей сохранности. Конкретно поэтому цены на нашем внутреннем рынке на некие предметы еще выше, чем на европейском (в особенности это касается мебели). Что до раритетных автомобилей, то в Рф на их пока нет такового спроса, как в Европе, потому и цены еще ниже.
Можно отметить радостную тенденцию — если сначала 90-х художественные ценности интенсивно вывозились из страны, то сейчас они так же интенсивно ввозятся назад. Поменялось и отношение к древним предметам: антиквариат сейчас не просто собирают, а употребляют в чисто утилитарных целях.
Мода на старину
При всей консервативности и некой изолированности антиквариата, тут тоже не обходится без престижных течений и направлений.
Непременно, всегда было стильно ездить на раритетных автомобилях. Человек, владеющий не только лишь большенными средствами, да и творческим воображением, приобретает старинное, отлично отреставрированное авто. Таких машин в Рф предостаточно и они пользуются спросом.
Антикварное белье, древние игрушки, различные предметы оккультизма и этнические диковины — элитарное направление коллекционирования посреди юного поколения и любителей экзотики.
В ближайшее время появилась мода обставлять квартиры либо загородные дома мебелью в каком-либо определенном историческом стиле. И антиквариат начали получать не единичными предметами, а гарнитурами, комплектами соответственных определенной эре осветительных устройств, картин, зеркал и других нужных для интерьера вещей.
Современные архитекторы с наслаждением берутся за эту увлекательную задачку — отыскать решение места в стиле барокко, рококо, ампир, модерн либо в к каком-либо экзотичном стиле. Большой популярностью пользуются этнические направления. Интерьеры создаются в японском, китайском, африканском либо индийском духе.
Время от времени удается придать шарм и особенный изыск обыкновенной комнате, поставив антикварный рояль, добавив к нему древную же виолончель, коллекцию скрипок, арфу либо какой-нибудь другой музыкальный инструмент. Это делает чувство присутствия в музыкальном салоне прошлой эры.
Особенным шиком считается комната с разбросанными посреди антикварных драпировок в творческом кавардаке древними холстами, этюдниками, багетами, мольбертами, ящичками с запыленными необыкновенными пузырьками, приобретенными на антикварных “блошиных рынках”.
Выслеживается и новенькая тенденция: покупателей больше заинтересовывают вещи с ярко выраженной русской символикой — от картин до настольных ламп и ковров, также интерьеры в стиле 50-х годов. Нередко даже при формировании ландшафта вокруг пригородного дома употребляют парковую статую эры развитого социализма.
Мода не императивна над древними картинами. Всегда пользуются спросом полотна и картинки Айвазовского, Шишкина, Тропинина, Клевера-старшего, Занковского и других корифеев. Правда, количество предлагаемых работ этих создателей принуждает задуматься — мог ли живописец в течение собственной жизни столько сделать? Схожая покупка просит кропотливой экспертизы.
Если есть желание, средства и рекомендованный знатоками конструктор, то, поднабравшись определенных познаний и пройдясь по дюжине антикварных салонов, сейчас полностью можно обустроить интерьер собственного жилья в определенном антикварном стиле.
Мы не будем тут рассматривать такие экзотичные стили, как египетский, месопотамский, древнегреческий, древнеримский, византийский, исламский, романский, готический, ренессанс, так как дополнить интерьер подлинными вещами этих эпох проблематично. Остановимся только на тех, которые модны на данный момент в столицах. Выбор за вами.
Барокко
Слово “барокко” значит в переводе с итальянского “необычный”. Зародившийся в конце XVI века, этот стиль стал прямым продолжением ренессанса. Барочные мебельные формы появились в Риме посреди XVII века и легли в базу стиля Людовика XIV.
Главные особенности барочного стиля — завышенная динамичность форм, неспокойный ритм кривых линий. Интерьеру присущи калоритные краски, экспрессивные формы, богатая игра света и тени, богатство позолоты. Для усиления воспоминания напряженности выделяется несколько точек, играющих роль самостоятельных композиционных центров.
Логику строительных построений выявляют сложные очертания стенок, богатство выступов, ниш, изогнутые карнизы. Приемлимо барочные формы — витая колонна и неоднократно изломленный карниз.
Парадные интерьеры выдержаны в нормах ордерной архитектуры, но детали более оживленны. Стенки затянуты дорогими тканями, а потолки благодаря многообещающему эффекту росписей уводят взгляд в обширные “небесные просторы” с плавающими в их розовыми тучами и порхающими купидончиками.
Мотивы сложных по очертаниям овалов, спиралей обширно употребляются тут при оформлении окон, мебели и посуды. Мебель в стиле барокко ординарна по форме, тяжеловесна и перегружена орнаментацией. На ее широких плоскостях находит место богатая инкрустация, состоящая из тонко переплетающихся завитков. Орнаменты навеяны Старым Римом: пышноватые завитки акантовых листьев и древние трофеи, расположенные в виде груды разных предметов.
В эту эру возникают гарнитуры, либо комплекты, состоящие из нескольких гармонирующих вместе по форме предметов обстановки.
Рококо
Эра барокко заканчивается во 2-ой четверти XVIII века стилем рококо (от фр. rocaille). Во Франции он приходится на годы правления короля Людовика XV, потому его время от времени именуют стилем Людовика XV.
Стиль рококо, затрагивающий приемущественно орнаментально-декоративный строй предметов убранства, мебели и интерьеров, ассоциируется сначала с необычной орнаментикой, состоящей из раковин, коралловидных образований, завитков, цветочных гирлянд, прихотливо извивающихся стеблей.
В архитектуре рококо, в противовес парадности и масштабности барокко, получают развитие постройки более интимного, камерного нрава, с господствующим в их интерьере культом комфорта, изящества и изнеженности.
Возникают новые типы жилых помещений: будуары, интимные кабинеты. Стиль рококо более ярко и поочередно проявился в оформлении интерьеров. Зеркала, позолота, буйно стелющиеся по стенкам и потолкам лепные узоры деформируют их пространственную структуру. Элементом, разделяющим поверхности стенок и потолков, служит капризно изогнутая рамка.
В мебели и декоративном убранстве помещений употребляются самые дорогие материалы: экзотичные породы дерева, мрамор, шелк, гобелены, бронза, золото. Новинка эры, завезенная из Китая, — бумажные обои для оклейки стенок жилых комнат.
Представление об интерьере как целостном ансамбле зарождается конкретно в эру рококо. Архитекторы стремятся добиться полного стилевого единства всех компонент комнатного убранства: декора стенок и потолков, форм мебели, расцветок драпировочных и обивочных тканей.
Рококо — это сначала стиль придворно-аристократического искусства, его отпечаток приметен в нраве всего декоративно-прикладного искусства эры.
Классицизм
Классицизм конца XVIII века — это дань столетия величавого мебельного искусства древним художественным формам.
Во Франции, где он называется стилем Людовика XVI, классицизм был последним в ряду “царских стилей”.
Вызванный к жизни мыслями Просвещения, классицизм стал первым искусственным (другими словами показавшимся не стихийно, а в итоге планомерного исследования и культивирования древних образцов) стилем, но совместно с тем и первым проявлением эклектизма.
Появлению этого стиля содействовали археологические раскопки в Геркулануме (1738 год) и Помпеях (1748 год), также труды историка Винкельмана и других ученых.
Посреди живописцев, чье творчество способствовало возрождению энтузиазма к древнему искусству, был итальянский конструктор и график Джованни Батиста Пиранези.
Этот стиль привнес в интерьер обыкновенные и строгие формы, утонченность деталей. Возрождается принцип архитектонического решения стенок и потолков; строгие обрамления членят плоскости на ряд автономных частей, некие из их несут на для себя в качестве акцента резную розетку, медальон либо виньетку.
В формах предметов властвуют ясность и гармоничность пропорций, спокойное равновесие частей. Предпочтение отдается прямым линиям, декор сводится только к самому необходимому, послушливо повторяя очертания предмета.
Ампир
Стиль ампир — высшая точка и сразу оканчивающий аккорд зародившегося во 2-ой половине XVIII века классицистического направления. Период его наивысшего расцвета приходится на 1804— 1813 годы (правление Наполеона).
Суть этого стиля выражена уже в самом заглавии (ампир — от фр. empire — “империя”). 1-ый правитель Франции стремился окружить себя блеском и пышностью, подражая римским императорам. Ампир появился не в итоге свободного, естественного развития художественных тенденций, а создавался искусственно, по приказу.
В эту эру искусство становится более масштабным, монументальным. В стремлении новейшей элиты во всем подражать формам быта старых римлян было много показного, театрального.
Наикрупнейшим художником и законодателем мод тех пор был известный Луи Давид. Живописец, он прославился и своими эталонами мебели.
Освоение древних форм для мебели стиля ампир носит нрав прямого заимствования. Поверхности опять начинают оформляться колонками, пилястрами, карнизами. В украшениях столов и кресел возникают декоративные мотивы: сфинксы, грифоны, кариатиды, львиные лапы.
В интерьерах ампира царствуют покой, упорядоченность, полная уравновешенность частей и строгая симметрия. Полы представляют собой паркет, набранный из цветных пород дерева (наборный паркет). Потолки окрашиваются в белоснежный цвет и или отделываются по углам обычным декором, или кессонируются. Стенки затягиваются тканями, драпированными на манер древних одежд, либо оклеиваются обоями со серьезным рисунком.
Экономично введенные в спектр интерьеров светлые тона и пятна золотой бронзы несколько смягчают строгость линий и суровость белоснежного цвета.
Эклектика и историзм
Механическое соединение разных стилей или внедрение стилевых форм одной эры в качестве формального языка другой, более поздней, составляют суть эклектики. Так как формальные элементы заимствуются из исторических стилей, то вместе с понятием эклектики существует и термин “историзм”.
Начиная с середины XIX века темпы развития капитализма быстро вырастают. Налаживается общее создание продуктов, прогресс в технике и экономике заносит конструктивные конфигурации в общественную структуру и социально-бытовые условия жизни людей. Осваиваются новые материалы и технические приемы.
Новые потребности могли бы вызвать к жизни и другие формы, но неспособность эры к самостоятельному художественному формообразованию вынуждала мастеров ограничиваться обновлением старенькых стилей.
Во 2-ой половине столетия господствовавшее всюду рвение сделать обязательно “новое” только мешало органическому поступательному развитию искусства. Быстрое развитие промышленной техники несло смерть миру уникальных художественных форм старенькых, великодушных ремесел.
После июльской революции в Париже (1848 год) в мебельном искусстве наблюдается возвращение к формам рококо. Это 2-ое рококо, по другому называемое во Франции стилем Луи Филиппа, а в Великобритании ранешным стилем царицы Виктории, характеризуется массой затратных резных украшений и очень изогнутыми формами ножек с глубокими, но мягенькими профилями и выемками. В обивке ситец и репс заменяются бархатом и плюшем с отделкой бахромой. Из пород древесной породы употреблялись дуб, липа, береза, ясень и орешек. Последней стадией этого увлечения рококо явился так именуемый стиль 2-ой Империи, либо стиль Наполеона III, соответственный в Рф последнему периоду николаевского ампира в работах Гамбса-сына.
Позже, меж 1850 и 1895 годами, происходит повторение разных исторических стилей мебели.
Главной особенностью эклектики являлось то, что она оперировала только средствами оформительского, прикладного нрава; это был лишенный жизни мир рассчитанных на наружный эффект “рисованных” форм. Мастера, работавшие в эклектической манере, самонадеянно считали, что могут “отрисовывать” более прекрасные и настоящие готические, ренессансные либо барочные формы, чем те, что созданы в свое время живописцами, работавшими в этих стилях. Они считали, что методом основательного, скрупулезного исследования и сбора формальных частей можно сделать “незапятнанный стиль”, а то и некоторый “сверхстиль”.
Модерн
Подлинный эклектизм эры в конце XIX — начале XX века сменяется стилем модерн. Его возникновение свидетельствовало о желании освободиться от старенькых традиций и сделать, во что бы то ни стало, для собственного времени собственное, “новое” искусство.
Новое движение ведет свое начало с того момента, когда группа живописцев в символ протеста против официального академического искусства вышла из состава мюнхенской выставочной организации Glaspalast. Отсюда происходит и заглавие стиля — сецессион, которое привилось в Австрии. В Германии он назывался юный стиль (Jugendstil), во Франции — новое искусство (Art Nouveau), в Рф и Великобритании — современный стиль, стиль модерн (Modern Style Floreale) и либерти (по имени обладателя 1-го из мебельных магазинов).
В критериях возрастающего темпа деловой жизни усиливается рвение к разумному комфорту. Необходимость, удобство, учет и внедрение способностей новейшей техники, механизированного труда — таковы общие принципы нового стиля.
Эклектическому реставраторству передовые живописцы противопоставляют культ машин, техники, современных материалов (железо, стекло, железобетон). Представители модерна первыми пробовали использовать машинный труд для производства таковой утилитарной вещи, которая была бы сразу и технической, и эстетической формой.
На мебели возникают извивы завитков, перемешанные с растительными мотивами, женскими масками с волнами длинноватых распущенных волос и пр. Тон либо желтый, натуральный, либо же зеленый. Лакировка не употребляется, но дерево отделывается под воск, преобладающие породы — каштан и лотарингский орешек. Красноватое дерево еще посреди XIX века выходит из потребления и заменяется ясенем, орешком, березой, дубом и липой.
Интерьер стиля модерн строится на полном неприятии прежних архитектонических принципов дизайна внутреннего места. Согласно основной концепции, архитектура строения, интерьер и вся обстановка помещений должны составлять единый художественный ансамбль, осуществленный по проекту 1-го конструктора либо художника.
Дома в стиле модерн строились с соблюдением принципа “от интерьера к внешнему виду”: по эталону британского дома для одной семьи, окруженного земляным участком. Здание подобного типа не нуждалось в подчеркнуто прекрасном фасаде; оно допускало более гибкую, целесообразную, лучше отвечающую требованиям удобства жильцов планировку внутреннего места.
Модерн положил конец засилью эклектики и расчистил путь для современной архитектуры и искусства бытовой вещи.
Ар деко
Архитекторы XX века решительно боролись со старенькыми традициями. Такие гении, как Ф. Л. Райт, В. Гропиус, Ле Корбюзье пропагандировали собственные идеи, решительно сметая на собственном пути все, что не соответствовало требованиям новейшей эры и числилось безвыходно устаревшим.
Как и в других европейских странах, во Франции 1-ая глобальная война очень повлияла на последующую судьбу архитектуры. В 20-х годах появилась необходимость в стиле, который напоминал бы о довоенной роскоши. Результатом этого рвения и стал стиль ар деко, последний “новый” стиль, сознательно направленный в прошедшее. Во Франции это был последний вариант неоклассицизма, в каком перемешались античность, XVIII век, воздействие российского балета, а тотчас даже простого искусства.
Интерьеры ар деко создают воспоминание суммы отдельных составляющих, группировки элегантных частей — мебели, тканей, стекла, керамики, металла. Из классики берутся каннелированные колонны, фестоны, плетенки, стилизованные фрукты и цветочки, рельефы, представляющие традиционные либо аллегоричные сюжеты. Очень свойственна для ар деко чисто декоративная композиция из дамских фигур с гипертрофированными мускулами.
В разработке художественного вида интерьеров этого стиля огромную роль играл металл. Одним из наилучших мастеров по металлу в то время был Эдгар Брандт. Он соединял кованое железо с бронзой, использовал широкий круг мотивов — стилизованные птицы, облака, лучи, фонтаны, букеты стилизованных цветов.
Время от времени ар деко до неразличимости сближается с современным стилем, в особенности под воздействием кубизма, оказавшего существенное воздействие на оформление интерьеров.
Справка “Шефа”
В Европе, антикварный рынок которой, в отличие от русского, развивался без каких-то больших катаклизмов, общая музейная экспертиза древней вещи спецами очень дорогостоящая процедура. Обычно, она проводится по особым заказам муниципальных музеев. Обычно подлинность антиквариата подтверждается его provenance (дословно происхождением вещи) и принадлежностью к какой-нибудь известной коллекции. К примеру, в аукционных каталогах указывается, что распродается такая-то коллекция, являющаяся собственностью такого-то государя. Подразумевается, что клиент ознакомлен и о коллекции, и о ее обладателе и что этой инфы ему полностью довольно, чтоб откинуть все сомнения в подлинности предлагаемой к продаже антикварной вещи. Самый старенькый антикварный рынок Европы — французский, чей возраст превосходит четыре столетия. Тут принято подразделять антиквариат зависимо от его свойства по четырем фронтам: la collection - коллекционный, le prestige antiquite — качественный антиквариат, a
ntiquite — антиквариат и старенькое искусство и brocante - предметы старенького быта. Периодизация на французском рынке проводится не по стилям, а по историческим эрам. Более возлюбленный французами и престижный — стиль эры Людовика XIV (1643-1715 годы), либо стиль французское барокко. Эра Людовика XV (1715-1774 годы) — рококо со стилистическими особенностями. Эра Людовика XVI (1774— 1792 годы) - классицизм. Эра Наполеона I (1804-1815 годы) - утверждение стиля ампир. Более поздние стили XX века - ар деко и ар нуво (модерн). Основным информационным справочником для французских антикваров является еженедельный журнальчик La Gazette, который издается уже около 100 лет. В нем публикуются анонсы аукционных торгов, дается расписание грядущих аукционов и описание более любознательных лотов. Выпускает его ведущий аукционный дом Франции IHotel Drouot.
Статья о доме и ремонте нравится: Ковригин, Головкин, Маликов, Вязьмитин, Еськин.